Монастырская вотчина.

Самое раннее упоминанее нашей местности относится еще ко времени московского князя Ивана Ивановича, сына Калиты. В 1358 г. он завещал своей жене "на прожиток", а после ее смерти - сыну Дмитрию, в числе коломенских сел и волостей во владение "Коширу"(таково описание в духовной грамоте), находившуюся на левом берегу реки Оки. К концу XV в. Кашира стала крепостью, крупным населенным пунктом и центром образованного каширского уезда, основные владения которого простирались за рекой Окой.

Великий князь Иван lll в конце XV в. сумел установить дружеские отношения с крымским ханом. При его поддержке на казанский престол был поставлен пасынок крымского хана Магмет-Амин, а когда последний был за жестокость к подданным и пресмыкательство перед московским ханом изгнан оттуда, Иван lll принял его опять на свою службу, образовав для него удел в 1497 г. из Каширы, Серпухова и Хатуни.

У крупных населенных пунктов возникали большей частью и монастыри, основанные монахамм так называемой иосифлянской традиции, активно сотрудничавшие с властями.

Рядом с Каширой появляется в конце XV в. мужской Белопесоцкий Троицкий монастырь. В ту пору влияние монастырей было очень велико: они служили местом моления, общественного пезрения, в их стенах находили пристанище и увечные воины, и многие феодалы, уходившие на покой от полной опасностей военной службы. Монастырь проповедовал послушание властям. В свою очередь он получал от них осбые льготы.

Сведения о возникновении монастыря были документально установлены для составления монастырской летописи по архивным материалам при одном из "строителей" - Сергии, исправлявшем должность игумена в 1862-1865 гг. и 1867-1869гг. Возможно, это был один т тот же человек. Согласно этим сведениям - основателем и первым игуменом нашего монастыря в конце XV в. был монах Владимир, инок новгородского Хутынского монастыря.

Первая известная жалованная грамота Троицкому Белопесоцкому монастырю дана в 1498 г. каширским наместником, бывшим казанским царем Магмед-Аминем, на пустые леса в Коширском уезде. Он освободил монастырь ото всех даней и пошлин.

К тому времени недалеко от Оки уже существовали селения Кремична (Кремиченка) и Образцово. А монастырю достались земли частично бросовые, частично покрытые вековым лесом, на которых никто не желал селиться - непомерно трудны они были для первичного возделывания.Да и сам монастырь был основан на такой же неудобной земле.

Однако игумен Владимир сумел заселить полученые земли в сравнительно короткий срок. В феврале 1507 г. московский великий царь Василий Иванович подтвердил их за монастырем своей жалованной грамотой и узаконил поставленные игуменом починки Ступинский, Крутовражье (позже Крутышки) и Варгасово. Монастырские владения освобождались от надзора княжеских тиунов. Видимо, новые поселенцы жили не столько за счет земледелия, сколько за счет лесных промыслов. И единственная дань, установленная московским князем состояла в том, что со своих новопоселенных мест монастырь должен был с 1508 г. давать оброк в княжеский дворец - три пуда меда каждый год.

Почти все селения, вошедшие ныне в город Ступино, были известны уже в начале XVI в. и в большинстве своем были основаны на монастырских землях. Починок Ступинский был поставлен рядом с землями деревни Кремична.

в 1511 г. Ступинский починок именуется деревней, в ней, видимо, не один-два двора, а немного больше.

Казанских царей присылыли сюда, как и других русских кормленщиков, на 1-2 года. Поэтому они не могли оказать большого влияния на местное население и привить им свои нравы. Давали казанцам в кормление и другие уделы. Так, Абдул-Латиф прежде получил кормление в Звенигороде. В 1508 г. вместо обещанной каширы ему дали Юрьев. Он поклялся "не угнетать христиан, не ругаться над святынею", сообщает Н.М.Карамзин. Наместники везде были под сильным надзором центральной власти.

Новые наместники из татрских царей оказались недостаточно послушными и мели свои собственные амбиции. Так, чтобы избавиться от Абдул-Латифа, пришлось заставить его выпить отравленный кубок. Шиг-Алей, поддерживавший тайную переписку с Казанью, был смещен и сослан в Белоозеро. Позже с 1539 г. наместниками в Каширу не назначались казанские или другие татарские цари и царевичи.

Границы Московского государства уходили все дальше на юг, и вслед за относительно спокойным существованием при великом князе Иване III в результате распада Золотой орды пришли новые грабители - из Крыма и Ногайской орды. Их пути на Москву лежали через Оку, где кочевникам были хорошо известны броды через реку, называемую "перелазами".

Для обороны чуть ли не каждую весну с конца XV в. высылались на "берег", как тогда называлась пограничная линия вдоль Оки, сторожевые полки во главе с известными воеводами. Они несли "береговую службу", сторожили "перелазы" в разных местах. Но, кажется, эти "заградотряды" не были серьезными препятствиями для кочевников-грабителей.

После присоединения Рязанского княжества к Московскому (1521 г.) начали строить Рязано-Каширско-Тульскую засечную черту, чтобы обезопасить страну от набегов крымцев. Несколько раз нападавшие получали жестокий отпор, но со второй половины XVI в., когда Иван Грозный втянулся в тяжелую Ливонскую войну, московские земли часто разорялись набегами крымских татар и Ногайской орды. За весь XVI в. насчитывают около 20 набегов.

Основные владения каширского уезда простирались за Окой до верховья Дона. А на левобережье оки к нему относился только Туровский стан ( сначала волость), тянувшейся узкой полосой вдоль левог берега Оки, между речками Лопасней и Каширкой. Северная граница Каширского уезда, отделявшая его от коломенского, проходила выше Тутыхина, Сайгатова, севернее Ступина, за Образцовом, затем спускалась по речке Каширке и охватывала г. Каширу. Крепость и посад располагались в то время на левом (там где теперь деревня Городищи) и частсчно (слобода) на правом берегах речки Каширки (слобода - деревня Старая Кашира), на самом восточном краю Туровской волости.

Несмотря на постоянные набеги крымцев, монастырские деревни к середине XVI в. стали самым большим в Туровском стане по числу крестьянских дворов. Такой быстрый рост населения в монастырских селениях, конечно же следствие того, что в 1522 г. великий князь Василий Иванович по прошению белопесоцкого старца Феодосия Ковери и ради него отменил с монастыря все оброки, дани и повинности, которые обычно накладывали на владельцев. А их было не меннее 20. Это ослабило угнетение крестьян, и новоселы устремились в "свободную область"

Больше деревни Ступино было только монастырское же село Варгасово, упомянутое впервые одновременно с ним.После набега крымцев 1571 г. и сожжения села Варгасово, Ступино стало по совокупности числу крестьянских дворов самой большой деревней в Туровском стане.

Если на протяжении XVI в. город Кашира и окрестные земли несколько раз подвергались разорению и сожжению от крымских набегов, то Белопесоцкий монастырь не только ни разу не разорялся, не подвергался осаде, но и никогда не участвовал ни в каких сражениях, хотя и имелись на двух каменных стенах его ограды "пищали огненные и медяная пушечка"(1578 г.). В то же время надо сказать, что монастырь в 1578г., не имея в стенах своей ограды бойниц, был не подготовлен к тому, чтобы стать форпостом или цитаделью...писцовая книга 1578 г. впервые дает довольно подробное описание населения и угодий деревни Ступино Туровского стана Каширского уезда, состоявший в вотчине Белопесоцкого монастыря: "...[деревня] на отвершку на кремиченском, 2двора слуг монастырских, 12 дворов крестьянских. [Здесь только 7 опустевших "мест"]. Пашни худой [плохой] 42 чети, да перелогу 118 четей в поле, а в дву [еще в двух полях] потому ж по [столько же]. Сена собирают по заполью и врагам [оврагам] 130 копен. Лесу пашенного20 десятин, непашенного 10 десятин"...

Более тяжелые последствия оставила Смута - крестьянская война болотникова и польско-литовские нашествия XVII в. Воссатновить прежнюю численность населения не удалось и через полтора десятилетия. В деревни Ступино в 1627 г. числилось 6 крестьянских дворов и 3 бобыльских. На этот раз все крестьяне мужского пола были записаны поименно.

В это время деревня Ступино вместе с другими монастырскими селениями находилась в приходе церкви Дмитрия Солунского, которая после запустения села Варгасова были перенесена в Среднее. В 1578 г. в Среднем записан только "попов двор", а священник не числится. По-видимому, около этого времени и состоялся перенос церкви из сожженного Варгасова, так как в 1627 г. Среднее - уже село с действующей церковью.

В 1710 г. в деревне числятся 20 дворов (1 бобыльский и 19 крестьянских), 102 жителя мужского пола. Еще 4 взяты в поголовные солдаты("кто по летам и силам" был на это годен) в 1705 г., 1 взят в двадцатинные солдаты (1 из 20), 1 бежал в 1702 г. неизвестно куда...

Петровские реформы и тяжелая Северная война привели к введению рекрутчины и увеличению всевозможных налогов. К ним добавились ирасходы на строительство новой столицы...

В 1715 г. было повелено провести в стране новую перепись, так как в старой обнаружилось много злоупотреблений. Результаты ее сильно отличались от прежней, которую в расчет перестали брать. Теперь в деревни Ступино оказалось только "13 дворов и людей 81 человек (39 мужчин и 42 женщины), и 3 пустых двора.

Положение крестьян, принадлежавших Белопесоцкому монастырю еще более осложнилось в связи с тем, что Петр I в 1699 г. приписал его к троице-Сергиевому монастырю. Теперь крестьяне были вынуждены выполнять работы еще и на нового хозяина и на подчиненные ему монастыри, связанные с большими затратами труда и времени: они доставляли в Лавру припасы не только из своего монастыря, за 145 верст, но и из елецкой вотчины Троицкой лавры. "Командировачные" за за это не платили - крестьяне находились на "своем содержании, а не на монастырском". Ежегодно крестьяне оплачивали монастырские строительные работы: "… на наем к Троицкой лавре к каменному колоколенному и прочим строениям… каменщиков, на строения в Троицком приписном, что в Москве Богоявленном монастыре, каменных полат… на строения Новосергиевской при Санкт-Петербурге пустыни…" В монастырях скапливались богатства, на которые все с большой завистью смотрели государство и помещики. В 1762 г. При Петре 3 была начата секуляризационная реформа по изъятию церковных земель и передаче их в государственное ведомство. В ряде мест вспыхнули бунты, поскольку крестьяне сочли себя "вольными людьми". Правительству Екатерины 2 пришлось более осторожно подойти к проведению реформы, чтобы получить наибольшую выгоду и избежать новых волнений.

Для того чтобы принять "на баланс" имущество и людей, во все монастыри разослали офицеров с заданием составить подробные описания монастырей и повинностей крестьян. Позже их назвали "офицерские описи". Качество описей различное - одни офицеры довольно поверхностно отнеслись к своим обязанностям, другие же усердно отметили всё, что требовалось.

Опись, прапорщиком Воронежского пехотного полка Е, Койсаровым, обследовавшим вотчину Белопесоцкого монастыря, содержит массу конкретных и любопытных подробностей, по которым можно наглядно представить себе быт монастырских крестьян.

По окончании обследования в каждой деревне проводился сход, на котором составлялись условия перехода крестьян в государственное владение, и все они, если были согласны, подписывались о переходе. По указу требовалось собирать оброк с монастырских крестьян по 1 рублю 50 копеек с 1 января 1764 г., но они просили, чтобы сумма не превышала оброка, собираемого с соседних помещичьих крестьян. Прапорщик провёл опрос помещичьих крестьян окрестных селений и выяснил, что оброк они платят 1 рубль с души. Только на такую сумму согласились все монастырские крестьяне, в том числе и деревни Ступино.

13 июля собрались представители всех монастырских селений и постановили принять предложенные условия.

Появились новые проблемы, но в целом переход во владение государства всё-таки значительно облегчал положение бывших монастырских крестьян. Начало реформам было положено правительством Петра 3, облегчающим существенно положение некоторых слоёв населения. Началось с упразднения Тайной канцелярии, разрешения вернуться в страну раскольникам, "Манифеста о вольности дворянства". Реформы продолжились переходом монастырских крестьян в государственные. Неудивительно, что в народе сложился образ "справедливого царя Петра". Помещичьи крестьяне и заводские рабочие ожидали в течение 10 лет и своего положения. А не дождавшись, выступили единой мощной толпой против "узурпаторов" - помещиков и Екатерины 2, за донского казака Емельяна Пугачёва, явно не случайно взявшего себе имя царя Петра 3.

Прапорщик Койсаров выразил и своё мнение о том, какие особенности имеют в одной вотчине разные деревни: "А по примечанию и свидетельству моему вышеписанного Белопесоцкого монастыря вотчины, каждая особо какие выгоды и привольности имеет, о том значит под сим порознь: …деревня Ступина поселением обстоит к плодородию и к крестьянскому промыслу на доброй земле, и на Большой Московской дороге и к крестьянскому презванию от хлебопашества и от повседневных чрез тою деревню проезжающих сторонних разных чинов людей постоев одной деревни крестьяня довольные себе выгоды имеют".

Это первое упоминание, что деревня лежит вдоль дороги. Существующее мнение, что селение основано при дороге; утверждение, что так было и в начале 16 в., неосновательно. Это позднейшее перенесение реалий 17-18 вв., когда г. Каширу передвинули на правый берег Оки, напротив Белопесоцкого монастыря. Естественно, что новая прямая дорога из Москвы к уездному городу сдвинулась и прошла рядом со Ступиным и монастырём. Первоначально эта дорога шла на Старую Каширу, видимо, от Екиматова (или Киясова) на Жилёво, Старую Ситню, Городище (именно её пытались использовать как оборонительную линию в 1941 г.). После реформы, проведённой правительством Екатерины 2, все монастыри оказались лишены своих крестьян и основных земельных владений. За Белопесоцким монастырём осталось около 60 десятин земли, как и за всеми другими монастырями соответствующего ранга. Крестьян вместе с пользуемыми ими землями передали в государственное владение. Орган, управляющий ими, назывался Государственной коллегией экономии, позже Казённым, Экономическим ведомством и Ведомством государственных имуществ.

Назад